Восстановление кузова автомобиля. Чем опасна ржавчина?

Ржавчина — это следствие процесса коррозии, которому подвержены все металлы. А кузов автомобиля, как известно, сделан из стали, и поэтому ему свойственно ржаветь. Чтобы предотвратить коррозию, автопроизводители покрывают металл несколькими слоями защиты, включая внешнее лакокрасочное покрытие. Однако в процессе эксплуатации автомобиля в защите кузова возникают «бреши», и они очень опасны. 

Коррозия может развиваться из одной маленькой точки, и быстро распространяется по металлу. В результате за весьма ограниченное время пораженный элемент кузова теряет упругость и жесткость, а в конце концов неизбежно разрушается. Вот почему с ржавчиной нужно своевременно бороться. Как только заметили «рыжиков» на поверхности кузова — тут же следует предпринимать меры.

Что такое ржавчина, и чем она опасна

В химическом смысле, ржавчина — это гидратированный оксид железа. Она выглядит как рыхлый порошок рыжего цвета. Данное вещество образуется в процессе окисления металла (под воздействием кислорода из воздуха) в присутствии воды. 

Коррозия запускается всегда, если есть контакт металла, кислорода (окислителя) и воды (которая в виде пара содержится, в том числе, в воздухе). Причем, окислению в той или иной степени подвержены все металлы, включая цветные (например, алюминий). Только специальные нержавеющие сплавы не поддаются коррозии — но они слишком дорогие. 

Ржавчина может появляться и на старом, и на новом автомобильном кузове. Возраст машины не важен: если есть контакт металла с атмосферой — начинается коррозия. Сперва она проявляется в виде рыжих точек (которые могут быть незаметны, и оттого еще более опасны). Затем площадь коррозии увеличивается, и происходят необратимые изменения. 

Окисляясь, сталь буквально перерабатывается в рыжую труху. Кузовной элемент, при этом, меняет свою геометрию, теряет прочность, становится более ломким и хрупким. Из-за коррозии снижается упругость металла, а кузов утрачивает необходимую жесткость. При столкновении автомобиля с препятствием подверженный коррозии кузов хуже поглощает энергию удара, а это негативно влияет на безопасность. 

Нельзя не отметить и эстетическую сторону вопроса. Ржавчина, несомненно, портит внешний вид автомобиля. Он теряет привлекательность, выглядит «старым» — теряет в цене. Причем, ржавчина — это не только рыжие пятна на поверхности кузова, а еще и пузыри на ЛКП, неприглядные шероховатости и неровности.  

Где и почему появляется ржавчина?

Ржавчина — проблема, с которой сталкиваются и хозяева старых авто, и владельцы новых автомобилей. «Рыжики» нередко заводятся на кузове даже гарантийных машин. И оцинковка тоже не всегда спасает от коррозии металла. 

Основная причина появления ржавчины — все то же повреждение ЛКП, как главной защиты стали. Поэтому на любые сколы и малейшие царапины стоит обращать внимание — это зоны риска. 

Кроме того, «слабыми» местами являются точки сварки, различного крепежа. Там, где сталь соприкасается с другими металлами — создаются благодатные условия для коррозии. 

Провоцируют образование ржавчины и реагенты. Например, в зимнее время автомобильный кузов страдает от соли. Проникая под ЛКП, она делает свое черное дело — ускоряет коррозию. 

В первую очередь ржавеют те части автомобильного кузова, которые в наибольше степени подвержены механическим воздействиям. Это колесные арки, пороги и нижние кромки дверей. Ситуация осложняется тем, что ржавчина в этих местах, как правило, не столь заметна — поэтому коррозии удается нанести более серьезный урон.

Также в группе риска: капот, крылья, стойки лобового стекла. На них летит «пескоструй», когда автомобиль в движении или просто стоит у дороги. Правда, на этих частях кузова места возникновения ржавчины более заметны. 

Отдельного внимания заслуживают отремонтированные участки кузова. Ремонт зачастую выполняется непрофессионально, без соблюдения технологии защиты металла. Вследствие этого под новыми слоями краски и грунта остаются старые очаги коррозии. Иногда они дают о себе знать, когда спасать металл уже поздно. 

Как бороться со ржавчиной?

Краска, грунт, разные мастики и герметики — все это средства защиты металла от коррозии и ржавчины. Если защита нарушена — ее требуется грамотно восстановить. Для этого целесообразно обращаться к профильным квалифицированным специалистам.

Ремонт должен выполнять мастер, понимающий тонкости антикоррозийной защиты. Важно и то, в каких условиях проводятся восстановительные работы — нужны чистота и аккуратное исполнение. 

Ну и конечно, следует правильно ухаживать за автомобилем, держать кузов в чистоте и не допускать повреждений ЛКП, а при первом обнаружении дефектов — незамедлительно реагировать.